Экспозиция расположена в залах первого этажа Южного корпуса историко-архитектурного комплекса ХVIII-XIX вв. «Конный двор». Ее экспонаты отражают основные этапы формирования архитектурного ансамбля Лавры в контексте наиболее ярких событий прошлого. Различные периоды в жизни памятников с документальной точностью воспроизводят серии объемных и графических реконструкций, расположенные во всех залах экспозиции. Большинство представленных материалов выполнено такими известными архитекторами как И.В. Трофимов, В.И. Балдин, А.Г. Устинов, Б.Д. Комаров и др., в течение многих лет занимавшимися восстановлением, реставрацией и консервацией памятников Троице-Сергиевой лавры.

Первый зал экспозиции представляет начальный период формирования монастырского ансамбля на фоне бурных исторических событий ХIV-ХV вв. Основанный в 40- гг. ХIV века Троице-Сергиев монастырь сыграл огромную роль в становлении московского государства. Преподобный Сергий Радонежский, основатель и первый игумен монастыря, стал одним из наиболее ярких символов русской духовности и патриотизма, нравственной опорой не только для современников, но и для последующих поколений.

Материалы зала характеризуют монастырь как один из ярких центров древнерусской культуры. В центре - макет монастыря ХV века, который позволяет реально ощутить масштаб и пленительную красоту обители, в сооружении зданий которой принимали участие выдающиеся мастера. К числу замечательных памятников этого времени относится каменная икона Богоматери, связанная, видимо, с именем выдающегося скульптора и архитектора Василия Ермолина.

В экспозиции представлены материалы по истории книжного дела: рукописи, древние книги, иконы, азбука, письменные принадлежности, реконструкция «уголка писца». В начале ХV века в монастыре работал выдающийся древнерусский писатель Епифаний Премудрый, автор Жития Преподобного Сергия.

Cо временем сложилась обширная библиотека, созданная при участии иноков обители. Один из них - Максим Грек - талантливый писатель и публицист ХVI века, опальный мудрец, сосланный в монастырь. Он провел в нем последние годы своей жизни и здесь же погребен. Экспозицию музея украшает икона XVII века с изображением Максима Грека, хотя официально канонизирован он был значительно позже.

В ХVI веке монастырь становится влиятельным экономическим и политическим центром. Сюда часто приезжал Иван IV Грозный. В музее находится его портрет, написанный в XVIII в. по летописному известию, содержащему описание внешности Иоанна Васильевича, государя-тирана, который имел «горбатый свислый нос, огненные карие очи и крутой нрав».

Второй зал экспозиции показывает развитие монастырского ансамбля в ХVI-XVII вв, процесс превращения его в мощную крепость, что прекрасно иллюстрируют макет монастыря и графические реконструкции. Одним из источников пополнения монастырской казны были вклады за право быть погребенными на его территории. В период Смутного времени здесь захоронили царя Бориса Годунова и членов его семьи. В результате археологических работ были обнаружены вещи, им принадлежавшие: кожаная туфелька царевны Ксении, крайне ветхий кружевной чепчик царицы Марии Федоровны и, главное, шелковая рубаха царевича Феодора. Демонстрация этих раритетов стала возможна благодаря виртуозной реставрации М.П.Рябовой.

  • Московская обл., г.Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии,д.2 (Музейный комплекс «Конный двор»)
Режим работы
  • Вторник - с 11:00 до 18:00
  • Среда, четверг, воскресенье - с 10:00 до 18:00
  • Пятница - с 10:00 до 17:00
  • Суббота - с 10:00 до 19:00
  • Технический перерыв: 13:00 - 13:30
  • Выходной день: понедельник
  • Санитарный день: последний вторник каждого месяца