Как профессиональный живописец Н.И. Барченков сложился под влиянием реалистических традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия «передвижников», мастеров «Союза русских художников».

Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры , последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.

С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной «Колхозное стадо», экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно » В освобожденные места» (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.

В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.

Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа – главный лейтмотив творчества.

В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражений «барченковские» мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городскиж пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из под снежных «шапок», многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.

В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР»

В1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Барии (Италия).

В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание «Народный художник РСФСР».

Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 – Токио (Япония), 1984 г. – Монреале (Канада).

Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.