12:43, 25 сентября 2018 г.

А вы знаете, когда появились первые кондукторы? Экскурс в историю автобусов

О том, что в Пскове появился памятник «Автобусу-труженику» мы вам рассказывали. А знаете ли вы, что в Волгограде, который богат на памятники по профессиям, есть памятник кондуктору?

Не просто кондуктору, а Царицынскому, самому первому кондуктору уездных городов России! Он является собирательным образом тружеников этой профессии начала 20 века.

Находится памятник в Ворошиловском районе Волгограда. Кстати, появился он совсем недавно – в 2015 году. Сегодня мы расскажем вам историю самых известных автобусов в мире и нашем городе – Сергиевом Посаде (Загорске). Вы узнаете когда появились первые образцы и как они  выглядели, насколько перевозки 17 века отличались от современных. Поехали!

Если окунуться в историю автобусов, то окажется, что их прототипы появились еще в середине 17 века, во Франции.

В 1662 году у ученого и философа Блейза Паскаля возникла идея запустить на дорогах Парижа транспортное средство, которое будет ходить по определенному маршруту. Он поделился мыслями со своим хорошим другом – принцем Руанским, который принял эту идею с восторгом и стал спонсором проекта. 

По маршруту ходило 7 автобусов, рассчитанных на 7 человек. Время в пути составляло 7-10 минут. Новый транспорт привлек внимание общественности, аристократия пересела из своих карет в новые автобусы. Но со временем интерес стал утихать, а после смерти создателя и через 20 лет его спонсора, работа этого транспорта прекратилась до начала 19 века. 



Во французском портовом городе Гавр в 1859 году запустили «омнибусы нового стиля»

Возродилась идея опять же во Франции. На этот раз ее развитием занялся предприимчивый Жак Лафит. Он задействовал уже большое количество омнибусов, рассчитанных на 16-18 человек (почти как современные маршрутки).

Знаете ли вы как появилось название «омнибус»?

Родилось оно совершенно случайно, в этом помог Станислас Бодры, владелец бани, находившейся в предместье Нанта. Он тоже отличался предприимчивостью и организовал для своих клиентов специальный экипаж, который ездил из центра города. Но кроме клиентов этим автобусом стали пользоваться многие жители района. Остановка омнибуса в центре города находилась около магазина с рекламной вывеской «Omnes omnibus» (omnes – всем). Это слово и использовал Бодры, даже не подозревая, как долго оно проживет.

В России дедушку автобуса тоже звали омнибус, в народе обнимусь или 40 мучеников. Это еще был дилижанс, самый первый появился в Питере в 1832 году. 


Внутри Омнибуса

Первый омнибус был обычной каретой, запряженной лошадьми. Вмещала повозка 10 человек. Проезд стоил 10 копеек. Это было по карману большинству горожан и транспорт начал пользоваться спросом. Массово омнибусы стали ходить по улицам Питера в 1847 году, тогда же повозкам решили пристроить 2 этаж – империал. Все это хорошо, но ездить было очень неудобно, потому это транспортное средство в народе называли 40 мучеников – столько пассажиров влезало в омнибус.

Ходит легенда, что Николай Первый решил прокатиться на таком интересном транспорте, где к нему привязался, получается, первый кондуктор и настойчиво требовал за проезд 10 копеек. Денег у царя с собой не было и он пообещал прислать их на следующий день. Обещание было выполнено - 10 копеек были присланы, а с ними 25 рублей чаевых верному своей профессии кондуктору. Таким образом, получается, что кондукторы появились в России уже в середине 19 века.


Омнибус на Невском проспекте перед домом №54. 1900 г. Фотограф К. Булла.

В 1860 году на смену омнибусам пришла конка - вагончик, запряженный лошадьми. Он то и стал отцом современного трамвая. В дальнейшем на смену конкам придет паровик. Ехал он медленно и от него отказались в 1920 году. Вернется на службу паровой трамвай в блокаду Ленинграда – он перевозил грузы, вооружение и бойцов.


22 июля 1863 года. Испытание конки.
Фото: Commons.wikimedia.org

Электрический омнибус (первый автобус)

А вот папа автобусов, первый электрический омнибус, появился в Санкт-Петербурге в 1902-1903 году. И создание его связано с именем Петра Александровича Фрезе. Он также был одним из создателей первого русского бензинового автомобиля.


Автобус «Фрезе – Де Дион», открытый


Автобус «Фрезе – Де Дион» с защитным балдахином. 1903 год

Бензиновый автобус

Кстати!

Слово автобус придумал Игорь Северянин в 1912 году.

Как общественный транспорт, на регулярной основе, автобус начал ходить с июня 1907 года в Архангельске, а вот в Питере лишь с 11 ноября 1907 года. В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, на постоянной основе с 1924 года. 

В Архангельске появился первый бензиновый автобус. В качестве общественного транспорта стал использоваться с июня 1907 года . В город был привезён автобус немецкой марки НАГ. Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с.

Первый регулярный автобусный маршрут в Санкт-Петербурге был открыт 11 ноября 1907 года. Для этого были куплены машины SAF Gaggenau С-32 Typ St. Petersburg.



SAF Gaggenau С-32 Typ St. Petersburg

Официальная презентация «Санкт-Петербургского Товарищества Автомобильно-Омнибусного Сообщения» (СПТАОС) под руководством инженера С.Б. Иванова

В Москве первый маршрутный автобус начал свою работу в начале августа 1908 года. Это был первый автобус (самодвижущийся омнибус), который ходил в центре города. Правда, проходил он всего три недели и сломался. Власти не приветствовали появление транспорта, который создаст конкуренцию трамваю.

Регулярное автобусное сообщение в Москве началось с 18 апреля 1924. Связано это было с тем, что город рос и развивался, число жителей увеличилось и трамваи уже не справлялись с нагрузкой. Власти наконец-то дали добро. 


«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьиной роще


Агитационный автобус у Бахметьевского гаража, конец 1920-х – начало 1930-х годов (тут еще лучше видна «праворульность», при этом входная дверь для пассажиров на заказ сделана также с правой стороны)

Автобусное сообщение в Загорске (наст. Сергиевом Посаде)

Проспект Красной Армии

В Сергиевом Посаде (Загорске) первые автобусы начали свою работу в 1950 году, тогда их ходило всего 4. Зато к 1955-1956 их количество увеличилось до 30. Первыми автобусами были Зил-158 (Голубка). Автобусы, про которые говорили - нет  ничего более постоянного, чем временное.

ЛИАЗ-677 – советский и российский городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода. Первый опытный экземпляр автобуса был выпущен в 1963 году. Массово выпускался с 1967 по 1994 год

Интересные факты об автобусах:

1) Самые длинные из сочленённых автобусов, автобусы «ДАФ Супер Сити Трейн» имеют длину 32,2 м. В головном салоне имеется 110 сидячих и 140 стоячих мест, а во втором салоне — 60 сидячих и 40 стоячих. 

2) В 2001 году в России построен первый городской 15-метровый трёхосный автобус «Волжанин-15М», позже запущенный в серийное производство как «Волжанин-6270». Он является одним из самых длинных

3) Самые большие в мире среди двухэтажных и всех автобусов вообще выпускала в 1981 году компания Gottlob Auwarter GmbH, они вмещали 342 пассажира.

4) Самый длинный автобусный маршрут соединяет Горно-Алтайск (Россия) и Фрайбург (Германия), поездка длится около 5 суток.

5) В России самый длинный междугородный автобусный рейс соединяет Санкт-Петербург и Махачкалу. Протяженность дороги протяжённостью 2585 километров, время в пути более 2 суток.
6) Слово «автобус», как и слово «самолет» придумал Игорь Северянин в 1912 году. 

#Московская область #новости #Сергиев Посад
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"