Имеет ли Загорск отношение к фильму «Сталкер» и созданию первого в мире синтезатора?

«Сталкера» снимали в Эстонии. В районе старой разрушенной электростанции и недалеко от целлюлозно-бумажной фабрики, которая сбрасывала отходы в реку, сильно загрязняя её, что помогло в создании атмосферы Зоны. 

Кстати, на месте, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старого Таллинского элеватора, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».

Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Финальные сцены, где Сталкер несёт на плечах свою дочь, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара — снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20. 

Музыку к этому фильму написал Эдуард Артемьев, который в разные годы жил в Сергиевом Посаде. Так что в какой-то степени наш город имеет отношение к этой картине. Но самое интересное дальше.

Тарковский на съемках фильма Сталкер 1979.jpg
Тарковский на съемках фильма Сталкер 1979.jpg

Съемки «Сталкера»

48-1706-artemiev7-3.jpg
48-1706-artemiev7-3.jpg

Эдуард Артемьев, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский

Коротко о жизни Артемьева в Загорске:

Артемьевы жили на Вознесенской улице (тогда Первомайской), на втором этаже двухэтажного дома, который находился недалеко от вокзала – напротив места, где сейчас располагается комплекс «Счастливая 7я». К сожалению, дом не сохранился.

136564593_15039752440431n (1).jpg
136564593_15039752440431n (1).jpg

Эдуард Артемьев учился в средней школе №1 и в Загорской музыкальной школе. Мать Артемьева была заведующей библиотекой музыкальной школы, а отец директором мясокомбината. 

Интересные факты:

  • Группа ППК взяла за основу своей композиции Resurrection тему из фильма «Сибириада». Трэк  дебютировал на 3-м месте в британских чартах синглов в 2002 году. 
  • Композиция «Поход» («Смерть героя») была использована на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 7 февраля 2014 года в Сочи.
  • Главная тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — в аранжировке Игоря Матвиенко прозвучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи, также там прозвучала композиция из фильма «Сталкер».
  • Николай Зиновьев написал несколько стихотворений на музыку Артемьева, благодаря чему появились прекрасные песни «Полёт на дельтаплане», исполненная Валерием Леонтьевым и «Ностальгия», которую пел Игорь Тальков.
  • Эдуард Артемьев является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0» и президентом Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО.
  • Всего Э.Н. Артемьев написал музыку к более чем 170 фильмам, включая популярные фильмы Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. 

Начинается самое интересное

Вся музыка из фильма «Сталкер» была написала благодаря первому в мире синтезатору и удивительному человеку, с которым Артемьеву посчастливилось познакомиться...

А знаете ли вы, что первый в мире синтезатор изобрели в СССР?

Его создатель – военный инженер Евгений Мурзин. 

muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora.jpg

Евгений Мурзин был большим поклонником Александра Николаевича Скрябина. Идею создания синтезатора, который назвал АНС (инициалы любимого композитора), он вынашивал с 16 лет. Кстати, в 24 года Мурзин разрабатывает проект уникального инструмента и представляет его Московской консерватории. Проект произвел впечатление, но из-за ресурсоёмкости молодому гению отказали.

muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-4.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-4.jpg

Евгений Мурзин

В 1941 году начинается Великая Отечественная война... Мурзин служит в артиллерии и разрабатывает артиллерийские системы. 1951-м Мурзин становится достаточно влиятельной фигурой, что позволяет ему находить ресурсы необходимые для разработки синтезатора.

muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-6.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-6.jpg

По одной из версий, прототип АНС разрабатывался в самом НИИ-5, однако родственники и друзья инженера это отрицают. По словам всех, кто был знаком с Мурзиным, синтезатор собирался в комнате коммунальной квартиры, в которой проживал Евгений Мурзин с семьей. Ему активно помогали паять жена и дочь, а также гости, беседы с которыми не редко проходили в канифольной дымке.

muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-11.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-11.jpg

В 1959 году в доме-музее Скрябина состоялась презентация этого уникального музыкального инструмента. Это был первый в мире электронный синтезатор, который мог воспроизводить и генерировать любой звук, превращаться в любой другой музыкальный инструмент. 

На синтезаторе Мурзина писал свою музыку Альфред Шнитке, Александр Зацепин использовал АНС для создания музыки к фильму «Бриллиантовая рука», Софья Губайдуллина с помощью этого аппарата работала над звукорядом мультфильма «Маугли», а Эдуард Артемьев сочинял на нем музыку для фильма «Солярис».

muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-9.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-9.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-10.jpg
muzykalnyi-leonardo-sovetskogo-voenproma-ot-artilleriiskih-sistem-do-pervogo-v-mire-studiinogo-sintezatora-10.jpg

Артемьев познакомился с Евгением Мурзиным в 1960 году и серьезно занялся исследованием электронной музыки. Можно сказать, что если бы не изобретение Мурзина, Эдуард Артемьев не был бы так интересен в творческом плане и не раскрыл все грани своего музыкального таланта.

Экспериментировал Артемьев в студии Музея им. А. Скрябина, параллельно работал программистом в НИИ куда его устроил Мурзин. Надо сказать, что знакомство молодого человека с талантливейшим инженером стало для него судьбоносным – он практически первым начал играть на уникальном инструменте, которого еще не было в мире, он не уехал в Магадан, а продолжить жить в Москве. Мурзину нужен был музыкант на постоянной основе – инструмент было необходимо изучать, тестировать, дорабатывать. 

03-1.jpg
03-1.jpg

Благодаря этому сотрудничеству сбылась мечта Евгения Мурзина – синтезатор был готов и в 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС». 

Принцип работы синтезатора Евгения Мурзина. Продолжение следует.

Московская область новости Сергиев Посад
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Yandex Zen

Комментарии