16:27, 21 сентября 2018 г.

Загорский эксперимент

А вы знаете, что интернат для слепоглухих в Сергиевом Посаде имеет интересную историю? Что там проходил уникальный эксперимент, за успешный итог которого были присуждены две Государственные премии СССР?

Но давайте по порядку...

В начале 1970 года два профессора решили провести эксперимент, целью которого было дать слепоглухим детям полноценную и интересную жизнь, и доказать, что они способны учиться наравне со здоровыми сверстниками.

regnum_picture_148934839919997_big.gif

Один профессор взял на себя организацию лаборатории по изучению и воспитанию слепоглухих детей, а второй написал программу общего образования и организовал интернат в Загорске, воспитанники которого и приняли участие в эксперименте.

Ими стали:

Юрий Лернер – в 4 года потерял зрение, а к 7 годам лишился слуха. Поступил на обучение в интернат в 17 лет.

Сергей Сироткин – с рождения был тугоухий и слабовидящий, полностью ослеп к 5 годам. На обучение в интернат поступил в 14 лет.

Наталья Корнеева – в 2 года были обнаружены нарушения слуха, к 9 годам полностью лишилась слуха. Поступила на обучение в интернат в 13 лет.

Александр Суворов – полностью ослеп в 3 года, в 11 лет потерял слух. На обучение в интернат поступил в 11 лет.

meshzeryakov_korneeva.gif

meshzeryakov_korneeva.gif

Александр Мещеряков, Наталия Корнеева, Александр Суворов

Участие в исследовании также принял философ Э.В. Ильенков, который хотел доказать, что для развития человеческой психики необходимо обучение человеческим способам владения предметами и развитие речи, тогда индивиду будут открыты все возможности интеллекта.

data.png

data.png

Ребята обучались в интернате 7 лет, где прошли программу старших классов. Они были приняты в комсомол, вели активную общественную деятельность, а в 1971 году поступили в МГУ на психологический факультет, успешно сдав экзамены наравне со сверстниками. 

1238e3640105c8024568d7bf02de3d4af8ce2b52.jpg

1238e3640105c8024568d7bf02de3d4af8ce2b52.jpg

Читальная машина Соколянского (телетактор)

Для обучения в институте им предоставили особые условия: ребята ходили на лекции вместе с личными переводчиками, которые переводили все слова лектора на дактильный язык. Т

акже переводчики помогали им в освоении литературы, перепечатывая её на шрифт Брайля. Для общения на семинарах между собой и со зрячеслышащими студентами использовался телетактор – прибор, в котором печатный текст мог переводиться в брайль и наоборот. 

image011.jpg

image011.jpg

Шрифт Брайля

Участники эксперимента успешно окончили университет, правда, на год позже, чем обычные студенты, но некоторые продолжили научную карьеру:

  • Юрий Лернер – стал скульптором, работал в Загорском интернате
  • Сергей Сироткин – стал кандидатом философских наук и занимает несколько серьезных должностей
  • Наталья Корнеева – счастливо вышла замуж, реализовала себя как мать и жена. При этом работает научным сотрудником в Психологическом институте РАО
  • Александр Суворов – стал доктором психологических наук, также занимает несколько серьезных должностей

А теми профессорами, которые дали этим людям полноценную и счастливую жизнь стали профессор Иван Афанасьевич Соколянский и профессор Александр Иванович Мещеряков.

regnum_picture_148934839992917_normal.jpg

regnum_picture_148934839992917_normal.jpg


Итог эксперимента:

Другими учеными успех Соколянского и Мещерякова был встречен с нескрываемой завистью. На профессоров накинулись с резкой критикой. 

В качестве аргументов приводили то, что дети родились нормальными и только потом лишились зрения и слуха, т.е. исследование нельзя считать достоверным. Но позже время расставило все по своим местам. К сожалению, с опозданием.

Помощница И.А. Соколянского Ольга Ивановна Скороходова - первый в мире слепоглухой научный сотрудник, автор ряда научных работ о развитии и воспитании слепоглухих детей

Интересные факты:

  • В 1981 году Ивану Соколянскому и Александру Мещерякову посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей
  • Помощницей И.А.Соколянского была его воспитанница Ольга Скороходова. Она стала первым слепоглухим научным сотрудником в мире.
meszheryakov_skorohodova.gif

meszheryakov_skorohodova.gif

Александр Иванович переводит телефонный разговор Ольге Ивановне Скороходовой

  • Группа «Помни Имя свое» посвятила Скороходовой композицию «Иные»
  • В 105-летний юбилей Ольги Ивановны на странице поисковика Google появился праздничный логотип-дудл
  • Известной воспитанницей Соколянского была Юлия Виноградова, чьё обучение, начатое в 1955 году, пошло столь успешно, что Соколянский смог демонстрировать её на заседании учёного совета Института и на Всесоюзном совещании психологов
  • работы специалистов переведены на все европейские языки, а также на китайский и японский

Изобретения И.А. Соколянского

И.А. Соколянский увлеченно работал над созданием специальных технических средств, среди которых:

  • Телетактор – прибор, с помощью которого можно было общаться со слепоглухонемыми, «Читальная машина», за которую И.А. Соколянский был награжден Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 году,
  • «Дактилятор» – прибор для одновременного контакта с любым количеством слепоглухих. «Мобильограф» – прибор для записи двигательных непроизвольных реакций у слеполухих детей, «Неоновый фотоскоп для глухих» (Брайлевский экран) и другие. 

Продолжение следует.

#Сергиев Посад #новости #Московская область #интернат #интересное
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...