Школа
17:14, 17 августа 2020 г.

Какие проблемы могут возникнуть в начале учебного года и как с ними справиться: рекомендации психолога

Школа

Впереди 1 сентября – особенный день в году. Для каждого по-своему.

Для первоклассников – это начало новой жизни, уже опытные школьники переходят на очередную ступень взросления. У родителей появляются дополнительные заботы. Они проживают учебный процесс через своих детей. Учителя вступают в очередной период активной работы. Студенты всех возрастов становятся на год ближе к своей цели – получению диплома и началу свободной от учебы жизни. Для тех, кто уже отучился и никого не провожает в школу – это воспоминания о детстве.

Много эмоций связано с началом учебного года. Мы привыкли называть этот день праздником. Торжественная линейка, цветы, белые рубашки, волнение и улыбки. Много надежд и ожиданий. Это начало нового этапа жизни.

На этом я позволю себе завершить торжественную часть этой статьи и посмотреть на 1 сентября взглядом психолога. Как и любое изменение, начало учебного года –  это стресс. Связано это с изменениями в образе жизни – каникулы подходят к концу и скоро начнутся занятия. Плюс мы находимся в состоянии неизвестности, так как до сих пор не ясно, в каком формате будет происходить обучение.

Наш мозг так устроен, что в ситуации нехватки информации мы начинаем достраивать недостающие данные с помощью своей фантазии. При этом мы основываемся на прошлом опыте, информации, полученной извне, собственных ожиданиях и страхах. А после того, как мы нарисовали себе сценарий развития событий, у нас появляется свое отношение к этому. И если этот сценарий нам не нравится или пугает, то и эмоции мы испытываем соответствующие.

Поэтому в условиях нестабильности полезно научиться принимать события такими, какие они есть. И действовать в соответствие с реальной ситуацией. Не нужно заранее себя пугать. Этим мы просто погружаем себя в негативные переживания, а события от этого не меняются. Так зачем искусственно устраивать себе лишние проблемы?!

Важно сохранять ресурс, чтобы иметь возможность реагировать на новые изменения. Можно продумать, как мы можем помочь себе в случае того или иного развития ситуации. Проанализировать уже имеющийся опыт. Найти то, что нам помогало. Подумать, как мы можем справиться с тем, что доставляло трудности.

Недолгая пора каникул, за которую все выдохнули, отвлеклись от заданий и оценок, закончилась.Впереди новый виток достижений и разочарований, огорчений и радостей. А главное, это труд. Трудиться придется всем – учителям, ученикам и родителям. И в этой ситуации важно понять, что все три стороны делают одно общее дело. У каждого свои трудности, на каждом лежат свои обязательства. Свои ожидания, надежды и цели.

Важно решить для себя, что такое для нас процесс обучения. Если мы боремся друг с другом – родители с учителями и детьми, дети с родителями и школой, учителя с учениками и системой образования, то тогда ни одна из сторон не будет довольна. Или мы делаем одно общее дело, в котором можем взаимодействовать и помогать друг другу. Можно просто пытаться выжить. А можно строить процесс на взаимном уважении и понимание, что все мы плывем по реке знаний в одной лодке и друг от друга зависим.

В этом году я не просто мама, я мама первоклассника. Поэтому для меня это не только статья психолога. Это мои размышления о том, как мне быть с неизвестностью этого учебного года. Как быть с тем, что мой ребенок уже решил, что ему не хочется идти в школу. Что меня ждет в новой ситуации, когда мы будем делать уроки. А может, мне придется самой его обучать, следуя инструкциям учителя в онлайн формате? На этот счет у меня много разных эмоций, как и у каждого родителя. Но их не меньше и у нашей учительницы, как и у всех, кто готовится к новому учебному году.

Я для себя решила, что, в первую очередь, это всего лишь очередной этап моей жизни. Как я буду к нему относиться и как буду действовать, так я его и проживу. А прожить я его хочу максимально позитивно, с наименьшими потерями и максимальной пользой.

Работая с подростками, я слышу разные истории о школьной жизни. Я вижу, как иногда им не хватает поддержки родителей и понимания учителей. Ко мне приходят мамы и папы школьников, которым бывает тяжело найти компромисс между хорошими отношениями с ребенком и необходимостью соответствовать требованиям школы. Я общалась с учителями, которым тоже бывает очень трудно. Потому что все мы живые. У каждого свои мысли и чувства. Свои особенности, свои сильные и слабые стороны.

Очень хочется, чтоб новый учебный год стал периодом приятных открытий. Поводом для ярких воспоминаний. Был наполнен позитивным опытом. Чего я вам и желаю.

Помните, что мы сами решаем, как относиться к тем или иным событиям. От нас зависит, как мы будем поступать и как проживем это новый период — учебный год. Я желаю вам оптимизма, внутренней силы и любви к своим близким!

С 1 сентября всех, для кого это актуально!

Ваш психолог, Романова Надежда.

#Сергиев Посад #дети #образование #школа #консультации психолога #Надежда Романова
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует интернет-сервис для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. "Политика конфиденциальности"