Спецтема
Наши спецпроекты 20
Шахматы
12:00, 11 марта 2024 г.
Зачем нужны шахматы в образовании?
Шахматы
Современное образование поставило перед учителем новую задачу: заинтересовать детей игрой в шахматы. В рамках выполнения описанной задачи учитель должен определить для себя наиболее эффективные методы внедрения шахматного образования.
Одним из первых вопросов, на которые надо найти ответ, мы определим следующим образом. Шахматы – это спорт, игра или наука?
В поисках ответа на этот вопрос, хотело бы процитировать выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который в книге «Сердце отдаю детям» написал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Этим принципом великий педагог пользовался еще в ХХ веке, однако его значение не утратило своей значимости в школе XI века, а наоборот приобрело новый смысл.
Отвечая на наш вопрос, мы скажем, что шахматы несомненно и игра, и спорт, и интеллектуальное развитее личности. В рамках нашего исследования нас будет интересовать шахматы именно как учебный предмет.
О важности шахматного образования говорил еще Э. Ласкер (чемпион мира). Он высказал важное положение: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть делом исключительно памяти…». Чемпион мира указывал на важность психологического подхода к игре.
Современное российское образование одно из первых в мире взяло на вооружение шахматы, как учебный предмет. Однако, и в других странах мира, таких как Нидерланды, Италия, Испания, шахматы тоже введены в школьную программу. В странах Дальнего Востока школьным предметом является игра Го. Анализируя опыт шахматного образования этих стран, нужно отметить огромную пользу от систематической игры в шахматы.
В рамках Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе педагогу предлагается научный подход «шахматы – школе», который является применимым именно в учебном процессе. Учителю предлагается отойти от спортивной ориентации в шахматах, а вместо этого предложить обучающимся их как учебный предмет.
Вышеназванная Концепция предлагает нам рассматривать шахматы как универсальный педагогический инструмент. И с этим фактом нельзя не согласится. В современном обществе все больше внимание уделяется информатизации и техническому развитию. Огромные объемы информации не требуют запоминания, а только умения пользоваться инструкцией. Не редко мы слышим о важности самообразования. И каждый учитель современной школы знает, что главная цель обучения научить ребенка учиться.
Именно в достижении этой цели нам поможет игра шахматы. Правила игры таковы, что каждый игрок должен принимать самостоятельные решения, анализировать различные варианты. Сложно предложить лучший метод формирования самостоятельности у детей, чем игра в шахматы.
Шахматное образование в нашей стране только начинает развиваться, создаются первые научные труды на эту тему, но уже сегодня нет сомнений в его пользе. Игра в шахматы позволяет ребенку одновременно тренировать оба полушария мозга. Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. Не у кого не вызовет сомнения тот факт, что игра в шахматы требует активной работы левого полушария мозга.
В тоже время правила шахматной игры требуют от игрока продумывать ходы, выбирать лучшие вначале в уме, а потом переносить их на доску, т.е. заставляет мыслить образно. А, как нам известно, именно за образное мышление и ориентацию в пространстве отвечает правое полушарие мозга.
Как известно, у большинства школьников возникает проблема при изучении геометрии, а также курса математики в целом. Несомненно, если начать играть в шахматы в младшей школе, ребенок уже начнет тренировать правое полушарие мозга, формировать пространственное и образное мышление, что поможет ему в дальнейшем успешно изучать геометрию. Продолжая говорить о связи игры в шахматы с математикой, хотелось бы отметить, что шахматная доска напоминает декартову систему координат. И эта особенность, также может стать успешным инструментом в руках учителя при изучении этой темы.
Интеллектуальное развитие игрока возможно при условии использования учителем заданий с логическим уклоном. Они помогаю ученикам овладеть такими приемами как анализ, сравнение, обобщение; развивают познавательные процессы и благоприятно влияют на развитие лексических способностей.
Советский чемпион мира по шахматам М.М. Ботвинник сказал: «Шахматы – это не только борьба умов, но и борьба нервов». Всем нам известно, что для того, чтобы добиться победы требуется приложить колоссальные усилия. За все время игры соперники не имеют права отвлекаться от игры. Они находятся в постоянном поиске лучшего хода, что приводить к напряжению всей нервной системы. На этом этапе изучения шахмат задача учителя помочь детям, научиться контролировать свои эмоции. Как часто приходится наблюдать следующую картину. Ученик не видит в себе сил продолжать партии и хочет сдаться сопернику.
Однако, при таком варианте развития партию можно назвать больше минусов, чем плюсов (например, второй игрок не сможет потренироваться объявлять мат). Поэтому,задача учителя не позволять детям сдаться, а найти мотивы для продолжения партии. Одним из таких существенных мотивов, можно назвать «пат». Любой соперник может совершить ошибку и партия закончиться ничьей. Такой стимул поможет игроку, у которого слабое положение на шахматной доске, доиграть партию. И в тоже время подстегнет, игрока имеющего преимущество, не совершать ошибок.
Важно отметить различие подходов к игре в шахматы в спорте и педагогике. В школе нас интересует умение побеждать в игре, но не в том ракурсе как в спорте. Главной задачей учителя является привить детям любовь к этой игре. Уметь играть, побеждать и проигрывать один из аспектов шахматного образования. Школа не готовит гроссмейстеров, а готовить интеллектуально развитых членов современного общества. И не надо забывать, что шахматы в школе помогают повысить успеваемость учеников по всем предметам.
Шахматы являются не только отличным тренажером для развития интеллектуальных способностей. Регулярные занятия шахматами – это психологическая школа успеха. Благодаря этой игре активизируется и усовершенствуется вся интеллектуально-волевая сфера. Тренируется и внимание (когда игрок следит за ходами соперника), и воображение (когда продумывается следующий ход и варианты смены позиции на доске), и мышление (в процессе поиска лучшего хода), и выдержка и постоянное следование к цели.
Шахматная партия – это небольшая битва. Игрок в шахматы должен мыслить как стратег и руководитель. Мотивацией деятельности ребенка становиться стремление к победе. Такой мотив, по мнению социальных психологов, есть только у лидеров. И так, мы можем утверждать, что шахматы это игра для лидеров. Дополнительно, хочется отметить, что сильный лидер не боится проигрыша, но всегда стремиться к победе.
Наблюдая за ребенком, во время игры в шахматы можно многое о нем узнать о его личности. Во время традиционного урока ребенок раскрывает не все свои личностные качества, часто действует ожидаемо. Мастерство, с которым ребенок ведет шахматную игру, расскажет о его качествах лидера, стремлении к победе, умении контролировать свои чувства и эмоции, отношении к сопернику.
Подводя итог всему вышесказанному, мы пришли к выводу, что шахматы в школе это мощный инструмент для формирования у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Также мы можем использовать шахматы как технический инструмент при воспитании лидерских качеств у обучающихся. Ведь успешным будет тот кто накапливает победы.
Последние новости
Регистрация на шахматный турнир, посвященный 75-летию НИЦ РКП
Шахматы в Посаде
15:31
Свежие выпуски газеты «Все для Вас», объявления в Сергиевом Посаде читать онлайн или скачать
Газета «Все для Вас»
09:00
15:00
Мошенники и служба доставки
МОШЕННИКИ
13:39