• Главная
  • Константин Николаевич Леонтьев – главный отечественный пророк
11:22, 15 апреля

Константин Николаевич Леонтьев – главный отечественный пророк

В этой статье мы рассмотрим жизненный путь и творчество Константина Николаевича Леонтьева (25.01.1831-24.11.1891). Недавно исполнилось 190-лет со дня его рождения. На страницах истории он остался как мыслитель, дипломат, монах и писатель.

Константин Николаевич Леонтьев - религиозный философ, литератор, дипломат, врач. В конце жизни принял монашеский постриг с именем Климент.

Родился в семье дворянина Николая Борисовича Леонтьева и Феодосии Петровны Карабановой. Помимо него, в семье было шестеро детей.В 1841 году Константин начал обучение в Смоленской гимназии, а в 1843 году стал кадетом Дворянского полка. Оставив его, через год поступил в Калужскую гимназию. Окончив ее, поступил в Демидовский лицей, но затем перешел на медицинский факультет Московского университета.

В 1854-1857 годах участвовал в Крымской войне в качестве медика. Вернувшись с фронта, работал врачом. В 1861 году опять посетил Крым. После этого уехал в Петербург, где вышло несколько его романов («Подлипки», «В своем краю»).

Именно в этот период Леонтьев обращается к консерватизму. В 1863 году, с поступлением на службу в Министерство иностранных дел, начинается его путь дипломата.

После того, как Леонтьев однажды ударил французского посла, его перевели консулом в Адрианополь (1864 год). В 1867 году он стал вице-консулом в Тульче. В это время Константин Николаевич работал над статьей «Грамотность и народность» (1868), серией романов «Река времен». В 1869 году Леонтьев – консул в албанской Янине, затем в Салониках.

Однажды Леонтьев внезапно сильно заболел. Он был уверен, что у него холера. Когда смерть казалась уже неминуемой, его взгляд внезапно остановился на иконе Божией Матери, которую ему подарили афонские монахи.

«Матерь Божия! Рано! Рано умирать мне! Я еще ничего не сделал достойного моих способностей и вел в высшей степени развратную, утонченно грешную жизнь! Подними меня с этого одра смерти…», – обратился Константин к Богородице.

Умирающий дал обещание, что в случае выздоровления примет монашество. Необычайно, но через два часа он был полностью здоров.

На Афон Леонтьев прибыл на третий день после исцеления. Но духовник русского Пантелеймонова монастыря старец Иероним отговорил будущего великого русского мыслителя сразу принимать постриг.

По его совету, после возвращения в Россию Леонтьев посетил Оптину Пустынь, где со временем стал учиться у великого старца Амвросия. Духовное озарение полностью изменило творчество Леонтьева. Вместо романов он начал писать философско-публицистические работы, принесшие ему посмертную славу – «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции», «Византизм и славянство».

Стоит отметить, что Константин Леонтьев был убежденным консерватором и глубоко православным человеком. Он отвергал западную мораль с ее культом человеческой индивидуальности и стремлением к комфорту, отстаивая необходимость движения к Богочеловеку, которое отнюдь не было легким («мораль ценностей, а не мораль человеческого блага», как писал об идее Леонтьева Н.А. Бердяев).

Философ, делил человечество на культурно-исторические типы, проходящие в развитии стадии первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти, применял к оценкам общества, государства, истории и культуры принципы эстетизма.

Леонтьев выступал против либерализма и социализма. Победа последнего, считал он, может привести к новому закрепощению человеческого общества.

Мыслитель отрицательно относился к идеям объединения славянских народов, считая, что многие из них слишком ориентированы на Запад. Он был сторонником «византизма», идейную сущность которого составляли православная церковность, монархизм, принцип сословности и др. Именно византизм, по мнению Леонтьева, лежал в основе российской государственности, именно он мог на некоторое время отсрочить гибель России, которая неизбежно падет перед натиском социализма. Отвергая панславистские идеи, философ выступал за союз России со странами Востока, что также могло охранить ее от революционных потрясений.

Николай Бердяев назвал Леонтьева человеком исключительной и необычной религиозной судьбы. Исключительность Леонтьева заключалась в том, что был одним из немногих русских мыслителей, кто предчувствовал наступление мировой социальной революции и крушение старого мира, «в котором было много красоты, величия, святости и гениальности».

Леонтьев видел лишь знаки приближающегося конца, но само крушение России не застал.

В 1891 году он принял тайный постриг с именем Климент и вскоре скончался – 12 ноября. Погребен русский мыслитель на кладбище Черниговского Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры.

За предоставленный материал спасибо библиотеке имени В.В. Розанова

#Константин Николаевич Леонтьев #биография #жизненный путь #история #дипломат #мыслитель #писатель
Объявления
live comments feed...